Пьеса «Чайка» Антона Чехова на сцене КХАТ
Обожаю
кино классику - эпохи расцвета настоящего кино. Сакраментальная фраза из фильма
Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (к слову, эта картина вышла на широкий
экран в далеком 1966 году), произнесенная незабвенным Евгением Евстигнеевым, у
меня лично всегда возникает в памяти, когда начинаю писать о современном
театре… Напомню её ценителям сценического искусства…
Итак, режиссер самодеятельного театра, стоя на сцене, задает своим актерам риторический вопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Труппа с энтузиазмом отвечает: «И замахнемся!»
Ну, а теперь – шутки в сторону и давайте серьезно поговорим не о самодеятельности на театральных подмостках, а о театре настоящем. Потому что в моей публикации речь пойдет не о коллективе энтузиастов - аматоров, а о труппе Классического художественного альтернативного театра – одного из наиболее ярких сценических коллективов столицы Украины.
Вот уже более 15-ти лет я хорошо знаком с главным режиссером
КХАТа Заслуженным артистом Украины Виктором Кошелем и художественным
руководителем КХАТа Катариной Синчилло. Мы контактируем, общаемся, дружим... И,
слава Богу, не только на Фейсбуке. Получая от Катарины и Виктора приглашения на
очередной спектакль, я то и дело задумываюсь над вопросом: а чем они попытаются
удивить меня и зрителей на сей раз? Ведь мне, казалось бы, давно и хорошо известен
и репертуар КХАТа, и сценический почерк каждого из его актеров…
25 июня на сцене
Классического художественного альтернативного театра шла чеховская «Чайка». Основатели
театра решили поставить знак восклицания, уходя (вместе с коллегами) на летние
каникулы. И, по моему мнению, у Катарины, Виктора и их партнеров по сцене это
весьма удачно получилось.
Гениальную пьесу
непревзойденного писателя и драматурга
всех времен и народов Антона Чехова лично я в своей жизни видел более десяти раз. Причем,
смотрел «Чайку» на многих сценах – и в Украине, и далеко за её пределами. Казалось
бы, знаю это драматическое произведение, как говорится, и вдоль, и в
поперёк… Я так думал. До вчерашнего вечера. Пока артисты КХАТа не вышли на
сцену… А потом, в финале, я понял: пьеса «Чайка» Антона Павловича Чехова в
четырех действиях, премьера которой состоялась на сцене Александринского театра
в далеком 1896 году, - это воистину неисчерпаемое произведение, которое (в
постановке современных театральных коллективов) каждый раз наполняется
неожиданным смыслом. И каждый раз «Чайка» играет ранее неведомыми гранями. Ведь
всё зависит от настроения и профессионализма актеров, которые пытаются
«перелить» свой внутренний мир, свои ощущения в образы сценических героев.
Нина Заречная в
исполнение Катарины Синчилло – просто необыкновенна. Мне кажется, талантливой актрисе
и художественному руководителю КХАТа на все 100 % удалось понять причину
страдания молодой девушки, которая, разочаровавшись в любви, соединила свою
жизнь со сценой. Что из этого вышло – рассказывать нет смысла… Печальная
история.
Беллетрист Борис
Тригорин (эту роль блистательно исполнил Заслуженный артист Украины Виктор
Кошель) – натура глубокая, активная, но, увы, живущая исключительно для себя… Тригорин так и
не понял, что он является причиной душевной драмы человека, который искренне и
нежно его – на свое несчастье – когда-то полюбил…
О роли Ирины
Николаевны Аркадиной (по мужу Треплевой) в исполнении Народной артистки Украины
Ларисы Валентиновны Кадочниковой могу писать бесконечно долго. Но скажу по сути,
скажу, что видел: её игра в этот вечер была просто великолепной! Трагический образ
Аркадиной, потерявшей сына из-за его несчастной любви, Кадочниковой удался на
славу. Талант есть талант… И ещё небольшая ремарка. Это – огромное счастье для
труппы, что актрисы такого масштаба принимают участие в сценическом действии
вместе с молодыми актерами.
Ну, и несколько
слов об умении Катарины Синчилло и Виктора Кошеля искать и, что не менее важно,
находить (!) таланты в актерской среде… Зал неоднократно взрывался бурей
аплодисментов, когда на сцену выходил (в роли Константина Треплева) молодой
актер театра и кино Иван Городецкий. Примечательно, что он всего на протяжении месяца
участвовал в репетициях «Чайки». Но очень глубоко «вжился» в роль своего
мятущегося героя, буквально «принял на себя» все его душевные переживания… Я
давно не видел такого Треплева на сцене. Хочется сказать: «Браво, Иван! Вы – на
верном пути. Идите по этому пути и никуда с него не сворачивайте! Только
внимательнее прислушивайтесь к советам своих коллег и руководителей КХАТа…»
Резюмирую с чего начал: коллектив этого динамично развивающегося театра имел право «замахнуться» на чеховскую «Чайку». Потому что и силы у актеров и режиссера есть, но, что не менее важно, есть чёткое понимание того, что с классикой не шутят. Классику (тем более, чеховскую) уважают.
Тогда - и результат налицо. Первоклассные
актеры, прекрасные костюмы и удачно подобранные декорации, замечательная
классическая музыка и живое исполнение старинных русских романсов (браво, Виктор Кошель, гитара
в Ваших руках звучала просто бесподобно!) – именно в этом и заключается секрет
успеха чеховской «Чайки» в исполнении артистов Классического художественного
альтернативного театра. Спасибо, уважаемые друзья, за ваш труд! И – ждём новых
приглашений на новые спектакли в вашем исполнении…
#Чехов #АнтонЧехов #ЧайкаАнтонаЧехова
#ПьесаЧайка #КХАТ #Классическийхудожественнійальтернативныйтеатр
#ТеатральнаяжизньКиева #КатаринаСинчилло
#ВикторКошель #ЛарисаКадочникова #СергейКомиссаров #УКРПРЕС_ІНФО
Сергей Комиссаров,
шеф-редактор Информационного агентства УКРПРЕС-ІНФО, арт-критик
Фото автора
Комментарии
Отправить комментарий